Сегодня мы говорим о празднике Пасхи. Мы поговорим как ее празднуем мы и для сравнения постараемся выяснить, что делали наши предки, что делали ученики и апостолы, как праздновали Пасху все верующие первого века.
Для начала давайте рассмотрим некоторые распространенные мифы.
- «Пасха (или на иврите Песах) — это еврейский праздник».
- «Новозаветные верующие не соблюдали Песах и другие праздники».
- «Песах был «исполнен», поэтому нам его больше не нужно соблюдать».
Прежде всего, мы начнем вот с чего: является ли Песах еврейским? Миф номер один, который мы хотим развеять. Мы вернемся к Исходу, двенадцатая глава, одиннадцатый стих, чтобы найти ответ.
Исход 12:11
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господняя.
Этот праздник является одним из тех в Его календаре, о которых Он говорит: «Вам нельзя его присваивать. Я не хочу, чтобы кто-либо его присвоил». Он говорит: «Это — Мой Песах». Поэтому мы можем воспринимать этот праздник как нечто очень близкое нам, мы можем им наслаждаться, мы можем принимать активное участие в том, что запланировано в Божьем календаре. Поэтому давайте сразу же это себе уясним. Эти праздники не являются «еврейскими». Эти праздники — Божьи. И, кстати, сколько колен находилось у подножия горы Синай, когда эти праздники были даны людям? Там было двенадцать колен — все сыны Израилевы находились там. А еврейским народом были лишь два колена в Южном царстве, которое называлось «дом Иудин». Именно отсюда произошло слово «иудейский» — от жителей Иудеи. В то время они еще даже не назывались так. Поэтому, когда Бог дал Свой Песах нам для того, чтобы мы его отмечали, то это касалось всего Израиля. Хорошо? Итак, соблюдать этот праздник было заповедано детям Божьим. Поэтому, если вы считаете себя чадом Божьим, то это и ваша годовщина.
Второй миф. Давайте поговорим об учениках и Песахе и выясним, праздновали ли его они.
Луки 22:19
И, взяв хлеб и благодарив подал им, говоря: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».
Здесь Он не празднует пасхальную трапезу — я поговорю об этом чуть позже. Это вечер перед Песахом, и все это время считалось пасхальным сезоном. Хорошо? Итак, мы знаем, что ученики точно принимали участие в Песахе. И, кстати, они продолжали это делать и после Его смерти. Итак, если взять традиционное для христианства мнение, что празднование Песаха является «законничеством», то мы буквально должны сказать, что и ученики всю жизнь оставались погрязшими в законничестве. Даже после того, как Иисус умер, они продолжали отмечать праздники. Откуда мы это знаем? Об этом конкретно сказано в Первом Коринфянам 5:8. Апостол Павел говорит очень решительно:
Коринфянам 5:8
Посему станем праздновать
(речь идет о празднике Песах)
не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Итак, здесь он проводит аналогию, что квасной хлеб — это грех. Или же неправда, лукавство. А опресноки — это чистота и истина. Итак, он буквально дает заповедь верующим первого века: мы должны праздновать этот праздник, однако не по-старому, а по-новому, в свете Мессии, «в чистоте и истине».
А вот что Павел говорит в Деяниях 18:20. Давайте попробуем проникнуть в его мысли и чувства. Здесь сказано:
Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: «Мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу». И отправился из Ефеса.
Понимаете ли вы, что в то время добраться из Ефеса в Иерусалим было делом не из легких? Вы не просто садились на самолет до Иерусалима или Тель-Авива, выходили из него и говорили: «Ну, вот и я! Я готов! Я апостол Павел». Это было сложным делом. Большинство из нас, давайте честно признаемся, если задача слишком трудная, то мы говорим: «Ну, я просто посмотрю все в Интернете. Я приду туда в следующий раз. Я сделаю это, я сделаю то». Мы всегда находим для себя оправдания. Если у кого и было право выступить с оправданием, чтобы не идти в Иерусалим на праздник, то как раз у Павла, потому что это тяжелое испытание. Кто из вас подумывал бы всерьез о том, чтобы переплыть хотя бы озеро, а уж тем более — полокеана, чтобы оказаться там, где нужно было быть ему? Вот какое в его сердце было желание отпраздновать этот праздник со своим народом в Иерусалиме.
Деяния, двадцатая глава, продолжение в шестнадцатом стихе:
Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
— к празднику Шавуот. Итак, прошло пятьдесят дней после Песаха, причем к тому времени минуло уже десять-пятнадцать лет с тех пор, как умер Иисус. Даже после того, как умер Мессия Иисус, Павел по-прежнему стремился праздновать праздники. Его, вероятно, никто не уведомил о том, что праздники «отменены».
Миф три. «Песах был «исполнен»». Одним из наиболее неправильно понимаемых слов во всей Библии является греческое слово, переводимое как «исполнен». Давайте выясним, что на самом деле означает это слово, а не что оно означает по мнению общества. Итак, я хочу задать вопрос: если что-то «исполнено», значит ли это, что оно «отменено»? Значит ли это «быть отмененным»? Мы углубимся в этот вопрос. «Исполнил» ли Иисус всю любовь, пока Он был здесь на земле? Согласны ли вы с тем, что Иисус «исполнил» всю любовь? Он ее «наполнил». Но значит ли это, что любовь «отменена»? Кончено, нет! Он исполнил все заповеди — в этом нет сомнений. Если же Он исполнил каждую из них… Подумайте логически. Если «исполнить» означает «отменить», то это значит, что мы должны «отменить» буквально всё! Таким образом мы превратились бы в общество беззакония. Мы не можем применять здесь выборочный подход. Итак, давайте поговорим о том, что это значит. В переводе под словом «исполнил» используется греческое слово «плероо».
Матфея 5:17
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Это место Писания даже я в прошлом использовал, чтобы доказать, что закон Божий был «отменен». Ведь здесь сказано, что Иисус пришел, чтобы его «исполнить». Потому что общество мне говорило, что таково значение этого слова. Далее сказано:
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё.
Итак, именно это место Писания используют, но давайте посмотрим, о чем на самом деле говорится в разных местах Писания, и давайте применим то же правило об «отмене» к другим местам Писания. Давайте обратимся к третьей главе Матфея, то есть всего лишь за две главы до того, мы видим следующее:
Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить
(«плероо»)
всякую правду».
Итак, если мы будем пользоваться той же логикой, то, значит, скажем, что Иисус буквально «отменил» всякую правду или праведность. Логично? Ведь если Он исполнил ее, а «исполнить» означает «отменить», тогда Он «отменяет» всякую правду, а я не знаю ни одного богослова, который сказал бы, что праведность была «отменена» лишь потому, что пришел Иисус. Все как раз наоборот: Он принес праведность и облек в нее Свою невесту.
А теперь давайте вернемся к пятой главе Матфея и завершим тот последний параграф.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей
(речь идет о Торе),
тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Итак, Он разрешает все споры в пятой главе Евангелия от Матфея, сказав: «Я пришел не отменить или аннулировать Мой закон, Мое Слово. Я пришел исполнить его». Что означает слово «исполнить»? Оно означает «наполнить». Древнегреческое слово «плероо» значит «наполнить до полного исполнения первоначальной цели хозяина». А это значит, что, если вы, например, готовите печенье с шоколадной крошкой, не имея всего лишь одного ингредиента — шоколадной крошки, то это было бы самое неудачное печенье с шоколадной крошкой всех времен для такого человека, как я, ведь я могу питаться одними только печеньями с шоколадной крошкой. Итак, вы поставили перед собой стакан молока и, закрыв глаза, надкусываете печенье. Оно еще горячее, с пылу, с жару — но в нем нет шоколада! Это и есть Тора без Иисуса. Она не полноценна. Она не совершенна. Вот он, подробный рецепт! На самом деле, в рецепте (в Торе) сказано о каждом ингредиенте, чтобы все было совершенно и полноценно. И там сказано, что все совершенно. «Слово Мое совершенно, но недостает лишь одного Ингредиента, то есть Моего Сына. Я пошлю Его». Итак, вот что Он говорит: «Я пришел не отменить. Я пришел исполнить, совершить, усовершенствовать то, что существует с самого начала». Логично?
Хорошо. Давайте продолжим. Почему же мы празднуем Пасху вместо Песаха? Что ж, давайте это выясним. У нас есть несколько цитат древних. Итак, Поликрат Ефесский в сто девяносто шестом году, вот что он говорит. «Мы строго соблюдаем этот праздник, мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем… Все они (речь идет об учениках) праздновали Песах в четырнадцатый день по Евангелию…» По Евангелию? Погодите минутку! Какое отношение имеет Евангелие к Песаху? Непосредственное. И они это знали. Вот почему Он использовал слово «Евангелие» и не сказал «по Слову». «Ничего не преступая и следуя правилу веры». Ощущаете ли вы силу, пребывавшую в душах этих учеников? Они считают Закон Божий, Закон заповедей, Евангелием. И они считают, что соблюдение правил называется правилом веры. Видите, как современное христианство отличается от христианства первого века? Тогда верой считали следование за Богом. Если Бог велел им что-то делать, они делали, и это называлось верой. Потому что в мировоззрении иврим вера — это не просто «провозглашение» о том, что я люблю Бога. Вера — это не просто слова о том, что я буду исполнять Слово Божье. Вера — это действие. Вера закрывает свой рот и доказывает Свою любовь. Мужья, вы можете целый день говорить жене, что вы ее любите, но это мало что значит, если вы не подкрепляете слова чем-то другим. И это «другое» — ваши дела. Именно поэтому Иаков сказал: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Потому что вы, греки, не понимаете, что такое вера. Вера —это действие». Вера означает повернуться на сцене спиной к кому-то и упасть ему на руки, веря, что он меня поймает. Вера — это не проповеди о том, как меня могут поймать. Да, мы доверяем друг другу, не так ли?
Постановление Никейского собора триста двадцать пятого года следующее: «Здесь было исследование и касательно святейшего дня Пасхи (имеется в виду Песах)…» То есть нужно ли праздновать Песах или Пасху. «И общим мнением признано за благо — всем и везде праздновать ее в один и тот же день… Прежде всего показалось неприличным праздновать тот святейший праздник по обыкновению (исчислению) Иудеев, которые, осквернив свои руки беззаконным поступком, как нечистые, справедливо наказаны душевною слепотою». Итак, антисемитские настроения так называемых отцов Церкви и мировоззрение, характерное для эпохи Константина, царившие на этом соборе, выражались в том, что иудеи были «осквернены», поскольку они убили Мессию. Поэтому мы ни в коем случае не станем праздновать Песах или воскресение нашего Господа в тот же день, что и они. Между прочим, в Библии сказано, что праздновать надо в этот день. Они совершили серьезную ошибку в установлении взаимосвязей.
«Итак, пусть не будет у нас ничего общего с народом иудейским, потому что нам указан Спасителем другой путь». «Восточные братия наши (обратите внимание), прежде праздновавшие Пасху (Песах) с иудеями, отныне праздновать будут ее согласно с римлянами». Дамы и господа, это ключевой поворотный пункт в историческом процессе. Таковы исторические источники, это не я сам выдумал. Можете сами их найти. По сути он говорит, что все верующие на Востоке, к которым относятся все церкви, основанные Иоанном и другими учениками (именно о них идет речь) — все они отмечают этот праздник согласно иудейской… Библии. «Тот старый библейский обычай! Но с этих пор мы и наши потомки будем отмечать его так, как я говорю». Дамы и господа, кто в итоге стал править миром? Римляне. Они устанавливали правила. Потому что у них было золото.
А как насчет причастия? Кто из вас знает, что причастие произошло от Песаха? Тайная вечеря, прошедшая в сезон Песаха, послужила прототипом для причастия. То причастие, которое мы принимаем сегодня, и которое большинство из нас принимали с детства в христианстве, является всего лишь «облегченной» версией, введенной католиками. Проблема в том, что наше католическое наследие привело к созданию массовой системы празднования Тайной вечери. И сегодня мы поговорим о том, каким же оно должно быть.
Исход 12
И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
То есть, по сути, один агнец на десять человек.
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него…
Послушайте! Это ключ к пониманию того, о чем мы поговорим чуть позже. «До утра». «Не оставляйте от него до утра». К утру, к началу дня, этот агнец должен быть полностью съеден.
Но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Песах Господень. А Я в сию самую ночь пройду по земле египетской и поражу всякого первенца в земле египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
Но вы видите, как мы живем. Что сделал враг? В Саду Бог сказал: «Не вкушайте от этого дерева». А враг сказал: «На самом деле Бог не имел в виду то, что Он сказал». Отец сказал: «Я хочу, чтобы вы это приняли». И Он хочет, чтобы из поколения в поколение этот праздник праздновали как установление вечное. А нам почему-то кажется, что Он так просто пошутил. «Вечное» значит «вечное».
Когда мы будем возрастать в понимании слов Иисуса, «и притом распятого», как сказано во второй главе Первого послания к Коринфянам, то откроем для себя всю глубину Слова Божьего. Мы откроем не просто Песах. Песах был всего лишь «трапезой». Это была всего лишь одна ночь, в которую люди, если хотите, «распинали» агнцев, и в каждой семье отмечали праздник в воспоминание об исходе из Египта. Но Иисус все изменил. На следующий день Его там уже не должно было быть, и Он об этом знал. Поэтому Он сказал: «Всякий раз, когда вы собираетесь вместе, Я хочу, чтобы вы делали вот что. Я хочу, чтобы вы брали этот хлеб и вспоминали, что это Мое Тело, и вспоминали обо Мне. Я больше не хочу, чтобы вы праздновали Песах в воспоминание об исходе из Египта. Я хочу, чтобы вы вспоминали о своем исходе из «Египта» в переносном смысле. Именно Я вывожу вас из греха к жизни. Я хочу, чтобы вы все это приняли и напоминали себе обо Мне — каждый раз, а не только в Песах».
Отменяет ли это тот факт, что нам следует каким-то особенным образом вспоминать о Нем раз в год во время Песаха? Конечно, нет. «Но всякий раз, когда вы вместе преломляете хлеб, Я хочу, чтобы вы вспоминали об этом». Учите своих детей как следует. Здесь все дело в жизни и смерти Иисуса, Который опять дает нам обеспечение, жизнь в наши легкие, когда мы ослабеваем.
Мы так много потеряли из нашего наследия. Мы потеряли праздники Господни. И я заявляю, что пора их вернуть. Пришло время нам вернуть свое наследие. Пришло время нам вернуть свое наследство. Нам пора начать делать библейские вещи по-библейски. Можно начать с малого и постепенно учиться этому. Я знаю, что за один день мы не сможем повернуть этот поезд в другую сторону. Я вам советую: не пытайтесь повернуть его в обратную сторону за один день, если только Бог явно не скажет вам поступить именно так. Вы можете разбить поезд, если попытаетесь резко его развернуть. Ведь за многими из вас двигаются и другие люди. Прежде поезд нужно остановить, объяснить пассажирам, что вам нужно сделать, а потом — начать прокладывать новые рельсы, чтобы по ним его развернуть.